Поддержка сограждан не могла не порадовать президента Турции Эрдогана: людские массы заполонили улицы крупных городов. Эрдоган просто обязан извлечь максимальную пользу из удачного подавления госпереворота и сделать всё для укрепления своей и без того безграничной власти в стране.
Один в поле и впрямь не воин
По сути, у Эрдогана остаётся два главных врага: нелояльная и ненавидящая его часть старшего офицерского состава, в среде которой и родился "бунт полковников". А также последователи проповедника Феттилаха Гюлена, с 1997 года проживающего в США, куда он выехал на лечение, а в действительности создал там гигантскую бизнес-империю с многомиллиардным оборотом. И хотя сам Гюлен опроверг свою причастность к попытке госпереворота, турецкий лидер, несмотря на раскрытые в СМИ имена заговорщиков из числа генералов и полковников, упорно продолжает утверждать, что путчисты "получали команды из США", намекая на бывшего имама.
В "турецкой путанице", если можно так высказаться, "без кальяна" не разберёшься. Да,нынешнюю ситуацию можно назвать крайне благоприятной для турецкого лидера. Эрдогану нужен кто-то на роль "козла отпущения", так им вполне может быть Гюлен. Да, когда-то давно он был соратником нынешнего президента Турции, но радикально разошелся с ним во взглядах в 2000-е годы. Однако, не смотря ни на что, у Гюлена насчитывается шесть миллионов сторонников только на Родине. Его бизнес-империя, по некоторым данным, включает в себя около 30 тысяч фирм в Европе и США. Именно в Америке бывший имам стал миллиардером. Кто его поддерживает - тайна, покрытая мраком. Но когда к нему 10 лет назад возникли вопросы у американской миграционной службы и всё шло к выдворению из США, дело быстро спустили на тормозах. Как говорили, не без поддержки влиятельных покровителей из Белого дома и из ЦРУ.
Турция - неоднородная страна. Здесь множество политических движений и религиозных групп, которые поддерживаются теми или иными структурами на Западе, в частности ЦРУ. Все руководствуются принципом - "разделяй и властвуй". На уровне руководства стран ЕС и США никто не стал поддерживать переворот в Турции. Но примечателен сам по себе тот факт, что основные заявления западных политиков посыпались к утру, когда стало ясно, что переворот не удался. На этом фоне российское руководство практически сразу принципиально выступило против попытки переворота.
Путч оказался почти пшиком, но с послезвучием
Переворот организовывался офицерами среднего звена, а не высшего, как раньше. Организовывался он, очевидно, плохо, они переоценили свои возможности, рычаги управления, а также количество тех, кто встал на их сторону. Они не смогли арестовать руководство страны, как это делалось ранее. Поэтому переворот затух, не успев разгореться как следует.
Кроме того, совершенно очевидно, что в рядах армии оказалось достаточно много сторонников Эрдогана, которые и подавили мятеж.
Достаточно много игроков, как внешних, так и внутренних могли быть заинтересованы в произошедшем. Военные перевороты - норма для Турции. Они проводятся всегда с двумя целями: первое - это устранение исламистов от власти, а второе - укрепить лояльность в отношении США. Оба фактора могли стать причинами попытки госпереворота из-за политики, проводимой Эрдоганом, а также из-за недовольства Вашингтона поведением турецкого президента, который вдруг пошёл на сближение с официальной Москвой.
И вот, кстати, очень интересное для сравнительного анализа, видеосъёмка прибытия в ноябре 2015 года в Анталью американского и российского президентов на саммит G20.
Кажется, что на турецкой земле Владимир Путин действительно чувствует себя гораздо увереннее и даже как-то комфортнее, нежели его заокеанский коллега.
Позиция Турции на внешнеполитической арене должна будет измениться после путча по определению. Не исключено, что Анкара предпочтёт отдалиться от США, что может позитивно сказаться на начавшейся нормализации отношений с Россией.
Возможно, что Эрдоган даже не лукавит, говоря, что люди Гюлена участвовали в том, чтобы сбить российский самолёт. У российско-турецких отношений большие перспективы, особенно в контексте заявлений премьер-министра Бинали Йылдырыма о том, что страна, покрывающая Гюлена , то есть США, не друг Турции. Попытка государственного переворота в Турции, которую не смогли предсказать спецслужбы США, и её возможные последствия свидетельствуют в свою очередь: Вашингтон больше не может полагаться на Турцию как на надёжного и стабильного союзника в регионе, заявил аналитик в области геополитики "Арабского Дома" в Мадриде Карим Хаусер. Турции, пожалуй, больше не остаётся ничего иного, как идти на полное и безоговорочное сближение с Россией.
PS А в понедельник, 18 июля стало известно, что и президент, и премьер-министр Турции должны были погибнуть в первые часы путча.
Мятежники, готовившие путч в Турции, хотели убить президента Реджепа Тайипа Эрдогана и премьер-министра Бинали Йылдырыма, но так и не решились реализовать свой преступный замысел. Об этом сообщило агентство Reuters со ссылкой на нескольких турецких чиновников.
Сам Эрдоган, как пишет издание, чудом "разминулся со смертью". Он выехал из своей резиденции в Мармарисе, курорте на юго-востоке страны, за несколько минут до того, как там приземлились три вертолёта с 25 военными, верными путчистам. Атака на резиденцию, в ходе которой на неё была сброшена бомба, была отбита сотрудниками президентской охраны.
В понедельник в сети появилось видео атаки путчистов на резиденцию Эрдогана.