Новости

Все новости

Про бесовщину

 

Моему «Живому журналу» исполняется два года. Открывая его, я не предполагал, что это будут, пожалуй, два самых трудных года в моей жизни. Дневник помог мне их пережить. И я благодарен всем своим читателям, близким и далёким.


Сегодня я хочу выложить текст, который мне кажется лучшим из всего, что я написал за последнее время. Я набросал его довольно давно, ещё до войны на Украине, которая разделила время на «до» и «после». Пищу для ума мне дало знакомство с некоторыми обитателями Интернета. Текст остался незавершённым, потому что я хотел сделать его как можно лучше, а потом много чего завертелось, и задуманное пришлось отложить.


Не завершён он и сейчас. Но я решил опубликовать его как есть, снабдив примечанием, сделанным по украинским событиям. Мне кажется, они отчасти тоже объясняются предлагаемым мною шаблоном. Вообще, тема гордыни и противостояния «герой – толпа» (на деле гораздо чаще «мудак и общество») кажется мне универсальной и объясняющей многое происходящее вокруг сейчас и в прошлом.

бесовщина

Первое и главное, что нужно уяснить в характере современных бесов, это глубинная, тяжкая ненависть к маленькому человеку. Мне даже иногда кажется, что они сами не осознают своей болезни, но обольщаться не надо: хоть и больные, бесы умны, мстительны, легко объединяются в стаи и способны нанести серьёзный урон.

Итак, ненависть к маленькому человеку! Вот ключ к пониманию многих черт.

Бесы боятся всего, за чем стоит народ.
Бесы презирают всё, за чем стоит маленький человек – великую русскую литературу, религию, Ленина, футбол, армию, колхоз. Своей наибольшей радостью они видят выковырять факт убожества и ничтожности маленького человека и выставить его на всеобщее посмешище. Именно это у них зовётся патриотизмом.
Они презирают то, что не могут осознать и повторить, они ужасно боятся множества людей, толпы, если не они сами её возглавляют. Поэтому они бояться победы в Великой Отечественной и всячески поносят её, поэтому они не уважают Великую Октябрьскую социалистическую революцию, хотя прямо провоцируют новую революцию, как уже спровоцировали революцию 1991 года.

Слова «совок» и «гомо советикус» изобрели как раз бесы. Слово «быдло» в современной России так быстро вспомнили как раз бесы…

Бесы вовсю проклинают социализм, потому что у маленького человека тогда был шанс, «креаклы» были уравнены с ним в правах. Бесами придуман специальный термин, оскорбление, страшная угроза – «уравниловка»! Вот от чего их корёжит!..

Есть и другая беда: бесы, делающие карьеру. Те, презирая людей, будут изо всех сил, истово, напоказ, служить строю, вести «политические информации», писать идеологические книги, бичевать и обрушиваться на «отдельных товарищей». Они-то и опошляют идеи, поскольку не верят в них, они-то и создают официоз и равнодушие, клише и штампы, поскольку прячут за ними презрение и ненависть!..

Собственно, давно стало общим местом, что ненависть – бесплодна, но нигде это не проявляется так двусмысленно, как с бесами. Потому что бесы томами, тоннами, сверх-обильно готовы писать о своих обидах, понесённых в толще народа, и о своих бесценных наблюдениях над убожеством, скудоумием и т.д. маленьких людей. Казалось бы, у бесов интеллектуальная жизнь бьёт ключом, а на деле – наплевательство, кощунство и проклятия.

Ничто не так не зарубает бесов, как известное утверждение Достоевского о том, что русский народ – богоносный. Вот вам лакмус, позволяющий быстро и толково судить о душевных качествах собеседника.

Вторая «нога» демонизма, неразрывно связанная с первой – это, конечно, оголтелый эгоизм. Именно поэтому бесы вусмерть боятся таких понятий, как защищать Родину, погибнуть за идею и так далее. Сама мысль о смерти страшит их настолько, что они готовы осквернять само понятие – Родина, а патриот у них – бранное слово, поскольку как можно любить Родину, если она состоит из стольких маленьких людей!..

Конечно, надо понимать, что быть бесом – очень тяжело. Именно поэтому они искренне друг друга жалеют и часто с визгом поддерживают. Бороться с бесами очень трудно – на то и нечистая сила!..

Надо сказать, что народ взирает на эту «интеллигенцию» в кавычках безо всякого уважения, поскольку та сама этого уважения к нему лишена. И когда чаша народного гнева переполнится, уж извините за пафос, вломят так, что мало не покажется. Но и тогда креаклы не поймут, не догадаются, кто был вдохновителем генерального мордобития, и будут снимать дикие фильмы, вроде «Жила-была одна баба», о смурной и подлой народной душе.

Всё, что я сейчас рассказал – это модель. Для её применения есть свои ограничения. Тем не менее, эти наблюдения помогают многое понять.

Например, почему бесы так любят Бродского и не любят Высоцкого. Потому что Высоцкий был глубоко народен в своём творчестве, доступен пониманию самых разных людей, вплоть до самых недалёких, и всегда относился к простым людям с симпатией, охотно пел от их лица, но никогда не глумился над ними и, что характерно, не боялся их.


Бродский, в силу разных причин, был донельзя моноцентричен, боялся толпы, во всех своих стихах писал о себе и своём святом одиночестве, оттеняемом разномастными нелюдями, от дворника до маршала.

Поздняя дописка

События на Украине дали пищу для размышлений в предложенной канве.

Бесы охотно считают себя элитой, шляхтой.
Их отличает крайняя гордыня, и они, обуреваемые ею, часто идут на крайние преступления.
Очевидно, что маленькие люди для них – люди второго сорта. Отношение к ним – соответствующее. Украинцы додумались поделить свой народ на две части, западную и восточную. Западная всегда свысока относилась к восточной. О том, что люди с Востока склонны к тяжёлой физической работе в силу своей неразвитости, я читал в интервью Олега Скрипки задолго до войны. Отсюда и пошёл термин «ватники», отсюда и до нацизма недалеко. К нему и пришли.

 

Сергей Муханов

Мониторинг